Когда вы едете по шоссе, вел под вами будто живой, он двигается, покачивается, можно встать на педали, пружинить корпусом. Все эти микродвижения работают на нас.
Во-первых, вы задействуете разные группы мышц, где-то подключаются руки и спина, чтобы потянуть руль, где-то корпус помогает развить усилие.
Во-вторых, постоянно есть мелкие перемены рельефа, лёгкий спуск, поворот, неровность и одна, то другая мышца получает короткую передышку.
На улице мощность выходит более вариабельной, то есть нагрузка распределяется неравномерно по педаляжу. Причём это плюс, такая переменчивость даёт микро-отдых мышцам и снижает накопление усталости.
На станке же, особенно если вы работаете по структурированной тренировке, мы сидим, как приклеенные. Станок жёстко фиксирует байк, не давая ему двигаться под вами. Вы усажены в одном положении и крутите педали с постоянной нагрузкой по кругу. Нет мёртвых точек в педалировании, где ноги могли бы на мгновение расслабиться, особенно в режиме ERG, который заставит вас крутить в любом случае.
В итоге одни и те же мышечные волокна работают без перерыва. Но в этом есть плюс, к развитию формы.
Так же из-за отсутствия раскачки, верхняя часть тела и кор работают слабее. Получается, вся нагрузка ложится на меньшую группу мышц, и они быстрее забиваются, потому что им не помогают соседние, как это бывает на улице, когда байк двигается под вами.
Например, если у вас слабо развиты мышцы кора или есть нестабильность таза на улице, он это компенсирует лёгкими покачиваниями велосипеда. А на станке никуда не денешься. Отсюда и ощущение, когда ноги как ватные, сил нет, хотя мощность обычная.
Каденс. На станке, особенно в режиме ERG, если нет задания по каденсу, многие крутят чуть быстрее, чем на улице.
Причин несколько:
- станок сам держит мощность, и вы под него подстраиваетесь
- хочется сделать вращение более плавным
- условия заставляют (я имею ввиду сопротивление начинает увеличиваться при замедлении).
Но! Слишком высокий каденс не всегда плюс. Для развития силы он может быть менее эффективен, поэтому тренировки должны быть целенаправленными (когда надо низкий каденс, а когда надо и высокий).
Помимо этого надо понимать, что высокий каденс на станке снижает КПД педалирования, но при этом увеличивает энергозатраты (это кстати также подтверждается исследованиями). Проще говоря, вы тратите больше сил, чтобы крутить быстрее. Мощность на экране та же, а держать ее тяжелее.
На шоссе же каденс диктует рельеф и дорожная обстановка, где-то он выше, где-то ниже. А постоянная работа с высокой частотой на станке добавляет ощущение монотонной нагрузки. Кстати, про каденс был отдельный пост.
Исходя из этого, технически и биомеханически, езда дома немного отличается от уличной. Велостанок убирает свободу движения. Нет сопротивления воздуха, нет переменного рельефа, который то ускоряет, то замедляет вас. А значит нет привычной вариативности нагрузки (если говорим о структурированной тренировке, а не гонках или free ride режиме на платформах).
Но!
Как только тело адаптируется к новым условиям, вы снова начнёте расти в форме. Нужно лишь создать правильные условия для прогресса. Сделать шаг назад, а потом 2 вперед)